Характеристика зависти как социального феномена

Тесную связь между ревностью и завистью определил Георг Зиммель в 4-й главе своего труда «Социология». О зависти Зиммель пишет: «Для человека, которого описывают как ревнивого, специфика состоит в том, что субъект верит в законность своих притязаний на владение, в то время как зависть интересует не право на владение, а его желанность; зависть также не волнует причина, по которой желаемое недоступно: происходит ли это потому, что им обладает третья сторона, или же даже потеря желанного предмета этой стороной не сделает завистника его владельцем».

Предметом зависти, как правило, выступают блага, которые в данный период времени являются социально важными для индивидов.

Во многом степень проявления зависти меняется под влиянием модели общества и сложившихся культурных традиций. От вида культуры зависит установка личности в обществе на успех, так же как и предыдущие исторические достижения общества. Несмотря на то, что человек стремится избежать зависти по отношению к себе, во многих случаях это невозможно, ведь успех является публичным. Он неизбежно вызывает зависть со стороны других, менее успешных.

В древних обществах и племенах верили в сглаз и все свои неудачи и беды оправдывали тем, что им позавидовали и что они вынуждены были обратиться к магии. Повсеместная зависть, страх перед ней и ее носителями отсекает таких людей от любой возможности совместных действий, направленных в будущее. При этом инновации маловероятны, и это значительно замедляет экономическое и техническое развитие сообщества. Ведь любое отклонение от традиций наталкивается на ограничения в обществе, заданные завистью.

Важность «черной магии» как системы социального контроля огромна, потому что она управляет всеми отношениями между людьми. Существовавшие в старые времена приметы и обычаи по отношению к «черной магии» трансформировались в современном обществе в профессиональную деятельность. В экономике данный бизнес уже успел занять свою нишу, и данные услуги пользуются популярностью. Это свидетельствует о том, что в современном обществе страх перед завистью остается неизменным.

Модель общества и система управления предприятиями также может значительно влиять на степень проявления зависти.

Об обществе, где все равны и личные достижения не приветствуются, где каждому предоставляются равные права, можно сделать вывод, что в нем не может быть зависти. Однако она так или иначе будет присутствовать в обществе, так как люди неизбежно взаимодействуют друг с другом. При таком обществе просто предметом зависти могут стать не материальные блага, а то, что важно людям.

В обществе, где индивидуальный успех и достижения ставятся на первый план, где у индивидов разные права и неравномерно распределены блага, намного выше конкуренция. Каждый стремится занять более выгодное положение в социальной иерархии. Это порождает высокую конкуренцию и соперничество между индивидами за блага, а следовательно, завистливое отношение по отношению к тем, у кого этих благ больше. Зная это, правительство может манипулировать различными слоями с помощью законопроектов. Руководители компаний также могут регулировать степень зависти, выстроив свою модель управления предприятием. Рассмотрим системы управления на примере США и Японии.

В японской системе управления работник рассматривается не как отдельная личность, а как часть большой компании. Все находятся в равных условиях, и заработная плата одинакова для всех сотрудников данной должности, она не является секретом. В данной модели управления чувство зависти будет направлено, скорее, на личностные данные сотрудника, нежели на материальные блага.

В американской модели считается, что каждый сотрудник уникален. В данной модели ярко выражено чувство конкуренции, где каждый сам за себя. Зарплата персонально назначается каждому сотруднику и является секретной. Предметом зависти являются материальные блага, занимаемая должность, социальный статус.

В заключение можно сказать, что зависть является продуктом самого общества и может регулироваться им. Она существует вне зависимости от психологии или личностных качеств человека, это лишь влияет на степень ее проявления. Гельмут Щек в работе «Зависть» подчеркивает, что «зависть, единожды укоренившись, становится неизлечимой, несмотря на то, что в норме она не свойственна человеку».

Е.Г. Кукунова, г. Пермь, 24-27 апреля 2012 г.

Инфо для авторов