Возможности применения конструкта «событие» в организации воспитательной работы

Событие – это нечто, запоминающееся человеку и создающее (поддерживающее) его систему смыслов. В терминах событии человек описывает свой жизненный путь. Событие связано с вы­делением субъектом чего-то из потока жизни. То, что выделяется, значимо для человека: оно способно внести изменения в его от­ношения с миром, углубить его понимание мира или укрепить его, если имели место сомнения.

Событие есть точка возможного поворота и одновременно движения вперед. Движение это может происходить во внутрен­нем мире человека, а может реализовать себя как изменение в со­циальном мире, меняющее систему отношении человека. В самом общем виде мы имеем дело с базовой схемой воспитательной ра­боты, включаемой в систему психолого-педагогической под­держки профессиональной деятельности военных.

То, что выделятся человеком, нуждается в осмыслении и здесь ему нужна культурная схема понимания того, что происхо­дит (особенно это важно, когда событие имеет масштаб времени, превосходящий размерность повседневности).

Событие получает название, оно включается в контекст неко­торого большого процесса, осмысливается и развивается в памя­ти участника именно таким образом. Чтобы событие было ос­мыслено на таком уровне, его описание (рассказ о нем) должен звучать до события, во время него и после него. Несколько утри­руя, заметим, что часто для большинства участников рассказ о событии и является самим событием.

Событие в некотором смысле есть продукт субъекта. Именно он делает его таковым. Этим событие родственно категории опы­та, который тоже есть продукт субъекта. Оно похоже на опыт, но опыт, персонифицированный в нарративе с героями. Событие же не может быть не отрефлексировано и не запомнено. Для его уча­стника оно превращается в созданный им же рассказ о пережитом или совершенном, в этом виде оно сохраняется, воспроизводится для других, инвентаризируется при проверке и поддержке свой линии жизни и даже предлагается другим для тех же целей, что и используется самим: для понимания жизни вообще и своей жизни в частности.

Создание события требует работы: произошедшее должно быть представлено, просмотрено внутренним взглядом, акценти­ровано и выведено на завершающий аккорд – то ли интеллекту­альной конструкции, то ли необходимого для понимания насы­щенного чувствами отношения. Эта работа представляет собой реальное содержание воспитательного процесса.

Удержание сделанного требует нарратива или проработан­ного образа, а нарратив – рассказа публике.

Если обратиться к мастерам слова, то мы увидим в их текстах одну и ту же вещь – простой фрагмент повседневности как повод для рассказа и повествование с глубоким эстетическим, эмоцио­нальным и интеллектуальным посылом, далеко выходящее по своему отношению к миру за «физический» сюжет. Это, собст­венно, и есть механизм события.

Событие – то, что становится знаком чего-то большего, чем оно само. Субъект же, извлекший его из бытия, переходит на ка­кой-то момент из модуса «человека, заброшенного в бытие» в модус «человек-с-бытием», то есть внимающего свидетеля.

Метафора со-бытия указывает нам на бытие с Другим, в при­сутствии Другого. Но мы почти всегда пребываем в окружении людей и даже взаимодействуем с множеством из них, однако яв­но не это имеем в виду, когда ведем речь о со-бытии. Событие -это значимое взаимодействие многих людей, переживаемое ими вместе.

Если рассматривать событие как социальный феномен, то не­обходимо обратить внимание на социальные институты создания событии. Общество активнейшим образом управляет вниманием своих граждан, направляя его на определенные случаи и процес­сы и многократно повторяя сообщения о них в СМИ. Оно также предлагает гражданам модели понимания происходящего. Тогда событие престает быть индивидуальным делом субъекта, а стано­вится коллективным средством организации мышления и пере­живания для социальной или этнической общности. В этой своей форме оно тоже претендует назваться «со-бытием» и имеет для этого весьма убедительные основания.

Кимберг А.Н.

г. Краснодар, Россия

Совместное созерцание и отреагирование специально для этих целей оформленного события представляет собой один из впечатляющих моментов в традициях воспитательной работы в воинском коллективе.

Источник: Личность курсанта: психологические особенности бы¬тия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Д. Некрасов. Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. ун-т, 2012. 275 с. 300 экз.

Инфо для авторов