Специфика социально-культурной самореализации молодежи в условиях становления российского государства

В статье рассматриваются – роль образования на современном этапе развития России, ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Культура рассматривается как социальный институт с постоянно растущими потребностями для совершенствования общества.

Возникающее поведение, рамки социализации, характер взаимоотношений, источник социально-культурного проявления к ребенку, речевая коммуникация, культура общества,стабильность и устойчивость культурно-образовательного процесса, взаимодействие культуры и образования – это организационный дуализм,гуманизм, социальные факторы.

Культура как социальный институт, растущие потребности для совершенствования общества.

Культура – средство концентрации дела, опыта, целесообразности и полезности, степень защищенности.

Возникновение культурно-образовательного процесса обусловлено различными нормами поведения индивидов. Данное объективное явление сформировало сферу социальных отношений, в которых получили отражение характер среды обитания, история государственного укрепления, уровень межличностных отношений, нравы и традиции. Жизненные потребности и интересы современного человека простираются в многообразии совершенно новых направлений, тщательное изучение которого вышло на повестку дня в самое последнее время, развиваясь через информационное и культурное образовательное пространство. В последние годы на данное исследовательское поле все более пристально обращается внимание ученых, относящихся к разным научным дисциплинам и школам, изучаются различные аспекты формирования и жизнедеятельности человека в информационном пространстве, его структуру, роль различных источников, их конкурентные и взаимоусиливающие отношения, рассматривается эффективность тех или иных каналов формирования информационных потоков, их влияния на личность человека в новом российском обществе.

Основные принципы образовательной политики в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В переходный период своего развития страна должна разрешить назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество. Предприятия, организации и, прежде всего, граждане – все должны быть заинтересованы в качественном образовании.

Поведение индивида как любое социально-естественное явление тесно связано с социализацией. Индивид переживает узнавание окружающих предметов, учится реакции на их воздействие. Первоначальное соприкосновение малолетнего индивида (ребенка) с окружающей жизнью происходит в рамках механизма «И-И» (индивид -индивид). Активность ребенка будущего члена общества начинается от матери, от её подготовки к обучению беззащитного существа.

Возникающее поведение будет расширять рамки социализации, где раскрываются характер взаимоотношений. Любовь матери становится источником социально-культурного проявления к ребенку, к пробуждению его души. Любовь матери становится проявлением речевой коммуникации, накопление жестов, слов, напевности, восторгов – всё это уже превращается в фактор материнской заботы. Поведение матери и ребенка превращаются в социализированный процесс. Степень заботы, идущей от материнской ласки, становится начальным этапом, отражающего культуру общества.

Материнство – категория социально-культурного характера. Дети получают при рождении предрасположенность родителей как к объекту желанному, ожидаемому, несущему радость и гордость за становление отцовства и материнства.

Наша задача состоит в том, чтобы показать характерные черты социально-организационного направления в обеспечении стабильности и устойчивости культурно-образовательного процесса, содержащие закономерные тенденции. Выделяя данный аспект для анализа и практической направленности, следует считать, что взаимодействие культуры и образования – это организационный дуализм в достижении реального гуманизма. Они столь же близки, как и неповторимы в раскрытии своей значимости для обеспечения динамизма социальных факторов.Следует остановиться на формировании каждого из них, отмечая многоплановое влияние на жизнь людей, социальные группы.

Культура как социальный институт богат постоянно растущими потребностями для совершенствования общества. Наряду с общепринятыми признаками, которые раскрывают данную категорию как «возделывание», преобразование, необходимо добавить, что «культура» – это семантика двух явлений «культ» и «Ра». Культ -почитание, восхищение, беспредельное возвеличивание, а «Ра» -название Солнца (в др. Египте).

Излагая данное сочетание в практическом назначении, можно отметить, что с культурой связана радость жизни, идущая от солнечного света – источника сотворения всего лучшего на Земле. Свет от Солнца -импульс пробуждения всего живого, это энергия тепла, дающая силу растениям, животным, защищает человека и обогащает его энергетическим потенциалом.

Роль культуры как «солнечного» явления насыщена многочисленными признаками, идущими от результатов действия. Личностное и социальное действия превращаются в систему преобразований с законами жизнестойкости,жизнедеятельности.В основу созидательных преобразований положена сила энергетического потока, обеспечивающая активность индивида. Культура своим потенциальным содержанием обретает многообразное содержание, нам же необходимо отметить её созидательно-преобразующее направление. Критерии к раскрытию такого её характера следует видеть как в сохранении мобилизующего назначения, так и её преемственности в обеспечении духовно-возвышенного обустройства среды обитания.

Культура – средство концентрации дела, опыта, целесообразности и полезности, степень защищенности.

В связи с этим законы культуры открывали самобытность русско-российского национального колорита. Раскроем характер и специфику законов развития российской культуры в её исторической несокрушимости:

Таким образом, формирование закона непотопляемости российско-русского национального типа возникло и приумножалось в борьбе с захватчиками, внешними врагами. В течение многих лет русский народ давал отпор многочисленным полчищам иностранных варваров, пытавшихся уничтожить русскую культуру, овладеть богатством территорий. В ответ они получали разгром и позорное отступление. Закон соборности в русской культуре выражался в беспредельной вере в чистоту и справедливость божьего промысла, т.е. в вершении дел по совести и красоте. Соборность русской Православной церкви отличалась формированием учения о силе гуманизма, об «умиротворяющей и гармонизирующей функции любви», который есть «наилучший гаситель» межличностной агрессии, вражды и борьбы.

Гуманизм русского человека через сохранение соборности стал критерием целесообразности и согласования многообразных интересов. Формирование согласительного процесса становилось стратегией русской культуры,её практическим содержанием в совершенствовании межнациональных отношений. Однако власть либерального демократизма не учла такого фактора, что привело к распаду российской государственности и послаблению силы духа русского народа.

Возвращаясь к законам русской культуры, следует отметить её притягательность и толерантность. Характер созидательности и укрепления связи с природой позволили достичь русской культуре святости и несокрушимости. В союзе с другими народностями Россия укрепляла свое могущество, она стала оплотом для сохранения неповторимости культур народов. Свои достижения она щедро дарила разнообразным этносам, созданный союз между народами стал символом культурного могущественного единения, образом политики интеграционных процессов с укреплением ценностей реального гуманизма (отдельно взятый индивид становится носитель феноменального культурного этноса). Человек русской культуры как защитник других культур стал организатором по сохранению и обогащению других (малых) видов культур,что расширило русский культурный центр, до его феноменально-творческого пространства.

С возрастающей ролью российских, культурных устремлений мир приобрел отличительные природно-духовные качества: сближение многочисленных этических культур и формирование межнационального способа общения на основе богатства русского языка; укрепило взаимодействия через транспортные магистрали.

Культура российского общества в единстве с видами культурного богатства национальных меньшинств вбирает в себя силы для выполнения исторической миссии в формировании безграничного созидания, преодоления устаревающих способов противостояния. Формирование идеалов Доброты и Красоты, созданных русской культурой, обогатилась величайшими ценностями, способными устранять разрушительные агрессивные тенденции. Они положительно влияют на межгосударственные отношения, на успех межличностного сотрудничества.

Процесс формирования законов русской культуры создал ценности преобразовательной деятельности,которые стали импульсом для совершенствования образовательных процессов.

Единство культуры и образования в истории Русского государства сформировало силу национально-патриотического пространства, в котором возникли как морально-нравственные ценности, так и способы обогащения цивилизационного наследия.

Образование в России процесс сложный с переплетением многочисленных проблем, которые определялись как источник прогресса и как средство для защиты устаревающих устоев жизни. Сохранение такого переплетения выдвинуло управленческие аспекты. Обучение людей, т.е. подрастающего поколения сформировало систему укрепления как родоплеменных отношений и сохранение кровно-созидательных, исполнительных функции и нравов.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социальной адаптации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать – конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого.Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Скворцов К. В.

МГУКИ Москва

Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества / Редактор Изотова Е.Д. – ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»; Сервис виртуальных конференций Pax Grid.- Казань: Изд-во “Казанский университет”, 2013. – 199с.

Инфо для авторов