Психология духовности курсанта: методологический аспект

В современный период изменения парадигмы философско-гуманистической картины мира на целостную, отвечающую при­роде человека, определение методологических основ его духов­ности становится важной и сложной задачей научно-психологического и педагогического исследования.

Целостное видение курсанта, как субъекта психолого-педагогического процесса полагает бифуркацию материалисти­ческой и идеалистической картины мира в центральной точке «субъекта» – его души. Эта же методологически важная позиция соответствует сложившейся в 20 веке в России (Н.А. Бердяев, В.В. Вернадский, А. Лосев, Н.К. Рерих), а также гуманистов мыс­лителей других стран (Р. Ролан, Э. Фромм, Т.Д. Шарден, А. Шо­пенгауэр) общей тенденции называемой космизмом или Живым знанием (К.И. Шилин). Она явилась методологической опреде­ляющей для нашей концепции психологии духовности курсанта.

Операясь на идеи академика РАО Б.Т. Лихачева, который считал, что существует реальная возможность взглянуть на явле­ние души с учетом современной философии, психологии, био­энергетики, а также других наук , как на некую материальную целостность, субстанцию личности составляющую ее социально духовную сущность.

По мнению ученого, душа представляет собой то качествен­ное новое, ни к чему не сводимую и своеобразное целостное иде­ально-материальное явление, возникающее в результате детерме-нированного органического взаимодействия психических про­цессов: системы биоэнергетического обеспечения организма; внешних психических, энергетических и физических воздейст­вий, эмоционально-психических состояний. Явление души суще­ствует одновременно внутри организма человека как психофи­зиологическое явление, вне и вокруг него в виде окружающей его и проникающей в него, излучающий и аннулирующий биоэнерге­тические точки микроатмосферы.

По утверждению Б.Т. Лихачева все это своеобразное идеаль­но-материалистическое поле личности. Каждая личность, или ин­дивид, излучая идеально материальные точки посредством выра­жения лица, взглядов, улыбок, ухмылок, гримас, запахов, агрес­сивных или благорасполагающих поз, посылая свои, интуитивно-воспринимаемые другими сигналы, импульсы, точки, личность показывает, рассказывает, и просто разоблачает себя, состояние и сущность своей души.

Следует отметить что ученый рассматривает душу как орга­ническую совокупность всех физических, энергетических, созна­тельно-бессознательных психофизиологических и духовных сил индивида, считая что она (душа) существует и функционирует за счет бесконечных прямых и обратных биопотоков, циркулирую­щих между личностным внутренней и внешними средами.

Эта позиция Б.Т. Лихачева созвучна нашему представлению о важности учета субъективного начала психологии духовности курсанта – развитие его как личности.

Важность целостного подхода к личности курсанта с позиции вочленения и объяснения в психологии, педагогике духовных со­ставляющих человека определил Б.П. Юсов. Им сформулирован позитивный психолого-педагогический смысл понятий духовно­сти, духовного развития личности.

По мнению ученого, духовное – значит не материальное, не земное, не мирское, то есть идеальный план действия.

Во-вторых, духовное – это всеобщее, где мы учитываем власть как узкие специалисты.

В-третьих духовность – это жизнь действие, активность. Без­духовность – мрак, недвижимость, окочинение. Духовность не мыслима без активности, без благих поступков, благотворения, содействие светлому и священному.

В-четвертых, духовность это самоотверженность, бесстра­шие, щедрость, любовь к ближнему. В-пятых – это радость, чув­ство радости творить благо. В-шестых, духовность – это свобода, возможность действовать без внешнего принуждения, свобода воли. Поэтому духовно ценно то, что сделано за счет внутренних ресурсов, из собственного резерва личности. И, наконец, духов­ность это творчество, изобразительность, уникальность устрем­лений.

В позиции Б.П. Юсова для нас важна ориентация духовности как качество личности курсанта на патриотизм, гражданствен­ность, нравственность, отношения к Родине, на естественное са­мобытное проявление.

Ему созвучна позиция Т.Ф. Яркиной. В ее монографии «Про­блема духовного мира человека» отмечается важность русского космического мышления для духовного становления личности. Т.Ф. Яркина считает, что «общей для всех русских ученых – кос-мистов была трактовка человека как космического существа, мыслящей части природы, а не только понимание его как биоло­гического объекта и исторического общественного деятеля. Че­ловек – суть всей Вселенной, сосредоточие микрокосмоса, глав­ная ценность мироздания. Путь к высшей духовности лежит, че­рез слияние человека с космосом, через новое космическое миро­ощущение и миросозерцание. Не может существовать и челове­ческое общество в целом в отрыве от Космоса. Ибо оно впитыва­ет энергию, льющуюся потоком в него из Космоса. Но при этом важна полная гармония личности с природой и обществом».

Следует отметить, что существует необходимость духовного становления личности курсанта в окружающей его среде, где сущность воспитания и образования заключается в его работе над смыслом и взаимодействием окружающего и находящегося внут­ри него пространства. Внутренний мир обогащается внешним, а внешний дополняется внутренним. Предназначение человека со­стоит в том, чтобы выполнить и реализовать в себе такое содер­жание, так заполнить свое внутреннее пространство, чтобы оно стало внешним. Одновременно происходит и обратный процесс: внешнее пространство обогащается внутренней сущностью чело­века.

Внутренний и внешний мир сливаются воедино и представ­ляет единое многомерное пространство микро и макрокосм ока­зываются не различимы (Т.Ф. Яркина). Для психологии, педаго­гики, философии, планетарное мышление является всеобщим, целостным, системным, порождённая реальными процессами происходящими в наше время, но выходящее за пределы тради­ционного мышления.

Резюмируя положения выдвинутые учеными, считаем, что в настоящее время психолого-педагогические науки выступают ме­тодологическим основанием для создания концепции духовного формирования личности будущего офицера, полагая, что Живое знание выступает носителем нового человека, неотемлемым ат­рибутом Космоса, жизни нашей планеты, парадигма формирова­ния личности включает в себя также представление о ноосфере (В.И. Вернадский), о возможности выхода человеческого разума в духовные пределы через точку Омега (Т.Д. Шарден). Такой це­лостный психолого-педагогический подход к формированию ду­ховной личности курсанта можно считать основным и методоло­гическим основанием в настоящее время.

Купач Т.Ю.

г. Брисоглебск, Россия

Источник: Личность курсанта: психологические особенности бы¬тия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.Д. Некрасов. Краснодар: ВУНЦ ВВС «ВВА», Кубанский гос. ун-т, 2012. 275 с. 300 экз.

Инфо для авторов