Профессиональное развитие и формование творческого мышления музыкантов

В последние десятилетия в психологии и педагогике много внимания уделяется проблеме развития творческой личности. В исследованиях Богоявленской Д. Б., Дорфмана Л. Я., Дружинина В. Н., Кашапова М. М., Матюшкина А. М., Пономарева Я. Л. представлен исчерпывающий анализ таких категорий, как творческая активность и деятельность, творческое мышление, творческие способности, креативность и т. п. Практически все авторы придерживаются мысли о необходимости их развития.

Музыкальное произведение в силу своей многозначности, богатства художественных образов является мощным детерминантом для развития творческого потенциала личности. Содержание музыкального произведения не может быть сведено к чисто акустической игре звуковыми формами, а всегда является обобщенным выражением человеческих чувств и размышлений, поэтому музыкальное восприятие опирается не только на собственно музыкальный, но и весь психологический опыт личности.

В этом столкновении двух равноправных смысловых перспектив происходит «переплавка чувств» (Выготский Л. С.), внутренняя перестройка ценностно-смысловой организации личности в направлении обогащения и усложнения. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства музыки.

Творческое познание смысла музыкального произведения происходит на основе музыкального мышления. Музыкальное мышление, соответствуя общим законам мыслительной деятельности и являясь уникальным способом познания окружающей действительности, имеет отличную от научного, теоретического мышления психофизиологическую базу.

В результате музыкального мышления, в результате сопоставления «духовной информации» музыкального произведения с личностным психологическим опытом, человек, в конечном счете, получает знание о самом себе, о своей душе: «На самом высоком уровне развития музыкальное мышление приобретает черты „надситуативности”, расширяя до необъятных пределов возможности индивидуального музыкального опыта, приобщая субъекта к музыкальному опыту человечества и открывая ему новые духовно-ценностные идеалы, чувства, образы».

Такой подход к пониманию творчества значительно расширяет уже существующее определение творчества как «создания субъективно и качественно новых материальных и духовных ценностей» и выходит на преобразование в сознании и поведении человека. Согласно такому пониманию, не только созданные произведения искусства, теории, идеи и прочее, но и все факты личностного роста человека в процессе познания смысла музыкального произведения могут рассматриваться как творческие.

Причем, как раз именно эта «новизна» чаще всего имеет именно не объективную, а субъективную ценность.
Для развития творческого мышления музыкантов нами применялся модернизированный метод «синектика», построенный на 4 типах аналогий – личной, прямой, символической и фантастической.

Синектика – метод интерактивного обучения, модель группового решения проблем на основе метафорического мышления. Цель метода – актуализация интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества.

Построение прямой аналогии связано с поиском сходных процессов в других областях (связь искусства с жизнью, связь музыки с другими видами искусства: живописью, литературой и т. д.). В качестве задания предлагается подобрать к музыке ассоциативный ряд, состоящий из репродукций картин и отрывков стихотворений. Ассоциации могут быть направлены сразу в нескольких направлениях: по соотношению стиля и эпохи, по близости жанра, по соответствию с образом и т. д. Кроме того, задание направлено и на создание собственных творческих произведений как изобразительных, так и литературных.

В результате тренинга у музыкантов наблюдается синтез эмоционально-чувственного и интеллектуального компонентов музыкального мышления, активизация иррационального, интуитивного начала, развитие таких творческих процессов, как ассоциативность и образность.

Литературный источник: С. А. Томчук. Развитие творческого мышления музыкантов. // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19—21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч. III; Российский фонд фундаментальных исследований. — Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. — 696 с.

Инфо для авторов