Профессиональная ответственность – ведущее профессионально-нравственное качество офицера

Выявить сущность ответственности как ведущего профес­сионально-нравственного качества личности можно только опи­раясь на научные представления об ответственности как сложном социальном явлении, в виде отношений между людьми, характе­ризующимися взаимной зависимостью в совместной обществен­но-значимой деятельности. Без этой зависимости люди не могут существовать, т.к. на ранней стадии развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и по­заботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена.

Такая классификация связана с объектом ответственности, т.е. тем, за что личность несёт ответственность, что возложено на неё или принято ею для исполнения.

Особенно велико значение личной ответственности для во­енных кадров. Это связано с содержанием, характером и соци­альными последствиями результатов их деятельности, тесно свя­занной с овладением и практическим использованием оружия и техники, обладающих огромной разрушительной силой.

Поэтому военный руководитель всегда должен помнить, что в современной международной обстановке, когда в мире накоп­лены огромные арсеналы оружия массового уничтожения, его личная ответственность за безопасность Родины, за будущее все­го человечества многократно вырастает. Ответственность – одно из сердцевидных качеств личности военного руководителя.

Поэтому еще одним компонентом ответственности как каче­ства личности является волевой компонент. Недостаточно понять и прочувствовать то, что поручено. Важно еще и проявить воле­вое усилие для реализации ответственности в конкретных про­ступках. Это связано с тем, что глубокие знания требований обя­занностей военной службы, развитое чувство ответственности, накладываясь на нерешительность, безволие, лишают человека социальной активности, обрекают на постоянные колебания и мучительное чувство вины за несделанное.

Диалектика взаимосвязи структурных компонентов ответст­венности как качества личности такова, что знание требований обязанностей военной службы, окрашенные положительным чув­ством, становятся мотивом ответственных поступков. Повторяясь в деятельности офицера, нравственные поступки формируют привычки ответственного поведения через механизм волевого компонента ответственности.

Разумеется, аналитическое расчленение ответственности как сложного психологического образования на составляющие – ис­кусственный, хотя и необходимый прием. В жизни конкретной личности отдельные компоненты ответственности существуют в единстве и взаимопроникновении. Задача воспитателей – учиты­вать эту связь, оказывать целенаправленное воздействие на соз­нание, чувства и волю военнослужащих для формирования от­ветственности за выполнение комплекса конкретных обязанно­стей.

Структура ответственности отражает ее содержательную сторону. Практически все исследователи эту проблемы отмечают сложность, комплексность, интегральность этого качества лично­сти, обусловленность им других важнейших качеств. Так, Иванов И.Я. справедливо отвечает, что «ответственное отношение к сво­им поступкам и поведению, к своей работе и обязанностям, об­щему делу выражается в дисциплинированности, … добросове­стности, точности выполнения обязанностей…. Ответственность вызывает и формирует . такие качества, как принципиальность, требовательность, честность, правдивость и т.п.».

В центе внимания разработанной А.С. Макаренко воспитания всегда стояли вопросы формирования борца-коллективиста, че­ловека с характером, основными чертами которого являются дис­циплинированность, инициативность, исполнительность, добро­совестность, трудолюбие. Совокупность этих качеств, как считал выдающейся педагог, обращает нашего воспитанника в полити­ческую деятельность и ответственную фигуру.

Ответственность, таким образом, выступает по отношению к многим другим качествам личности системообразующим качест­вом, служит причиной и условием их реализации, в решающей степени определяет социальное лицо человека. Известный фран­цузский писатель-гуманист, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери считал, что именно в сознании ответственности состо­ит величие человека.

Он писал: «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе. Сгорать от стыда за нищету, хотя она как буд­то существует и не по твоей вине. Гордиться победой, которую одержали товарищи. И знать, что укладывая камень, помогаешь строить мир».

Выражая нравственно-правовые отношения в обществе, об­щественность регулирует поведение офицеров в соответствии с требованиями российских законов, военной присяги, Уставов Вооруженных Сил РФ, нормами нравственности, выполняет тем самым нормативно-регулирующую функцию, реализуется в важ­нейшем качестве личности – дисциплинированности.

Ответственность позволяет оценивать поведение человека с точки зрения моральных ценностей общества и одновременно выступает в качестве внутреннего контрольного механизма, свя­занного с оценкой собственного поведения и поведения других людей по законам совести. В этом смысле ответственность вы­полняет оценочно-контролирующую функцию и реализуется в принципиальности.

Приобретая значение внутреннего мотива поведения, побуж­дая человека искать и находить способы решения стоящих перед ним задач в ходе выполнения обязанностей военной службы, от­ветственность выполняет побудительную функцию, реализуется в инициативности.

По каким признакам судить о реальных «помыслах и чувст­вах» реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть один: действия этих личностей, – а так как речь идет только об общественных «помыслах и чувствах», то следует добавить еще: общественные действия этих личностей, т.е. социальные факторы.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ определяет воинскую дисциплину как строгое и точное соблюдение всеми офицерами порядка и правил, установленных законами и воин­скими уставами.

В этом определении отражается как объективная, так и субъ­ективная сторона воинской дисциплины. Как отмечает А.В. Бара­банщиков, «дисциплина – специфический вид отношений между людьми, заключает в себя единство объективного – требований общества и субъективного – поведения людей (мотивы, отноше­ния, внутренняя культура, ответственность, инициатива, умст­венное напряжение, волевое действие и т.п.)».

Высоконравственный характер воинской дисциплины прояв­ляется в том, что она базируется «не на страхе наказания и голом принуждении, а на добровольном, сознательном исполнении ка­ждым своего служебного долга». Поэтому принцип созна­тельности воинской дисциплины в широком смысле означает свободу воли, которая есть способность принимать решение со знанием дела и нести ответственность за это решение.

А это значит, что сознательная дисциплина предъявляет вы­сокие требования к духовному облику военнослужащих, их ак­тивности и личной ответственности за выполнение обязанностей военной службы.

В этих требованиях переплетаются нравственные и правовые нормы регулирования отношений, Все военнослужащие прини­мают присягу, дают клятву быть до конца верными своей Родине, защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, строго и точно выполнять обязанности, возложенные на них. На­рушение присяги рассматривается советским правом как тягчай­шее преступление перед народом, влекущее за собой как юриди­ческую, так и моральную ответственность.

Сознательные усилия военнослужащих, направленные на глубокое усвоение и выполнение требований, заключенных в обязанностях по военной службы, поднимает их в нравственном отношении, являются фундаментом нравственных убеждений.

Ответственность как раз и соединяет требования обязанно­стей военной службы с «потребностями внутреннего существа» личности офицера. Интеллектуальный компонент ответственно­сти включает в себя требования обязанностей военной службы, эмоциональный «перерабатывает их в свою плоть и кровь», а во­левой включает личность и активную деятельность через при­вычки и навыки дисциплинированного поведения.

Такой синтез интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов позволяет личности прогнозировать, предвидеть последствия своих действий и поступков, обеспечивает готов­ность отвечать за них.

Исследование личности в педагогике осуществляется по не­скольким ведущим направлениям. Пожалуй, одним из наиболее противоречивых, является направление, связанное с определени­ем сущности личности. Различные авторы пытались и пытаются подойти к этой проблеме, опираясь на различные свойства чело­века, включая морфологические, черты характера, особенности мотивационной сферы и прочие.

Речинский А.Ю., Реутова Ю.Н., Швыдков В.П.

г. Краснодар, Россия