Особенности выбора жизненного пути современной молодежью

В сегодняшнем мире смысложизненные характеристики все больше оказываются невостребованными. А «образу жизни», его качеству, формам выражения и прочему уделяется больше внимания. Исторически человек всегда пытался познать себя, определиться, найти свое место в окружающей его социальной среде. В поисках смысла жизни нам было бы очень интересно обратиться к мыслям великих ученых и философов. Смысл жизни описывается ими двояко: в качестве цели, которую человек ставит в жизни, и в качестве основания жизни. В конечно счете, все сводится к вопросу о предназначении человека – для чего он живет? Шаг за шагом мы знакомились как с древнейшими идеями о смысле жизни, так и с современными. Можно привести имена мыслителей: Аристотель, Эпикур, Анти-сфен, Диоген, Сократ, Декарт, Шопенгауэр, Ницше, Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер, Витгенштейн, Джеймс, Фрейд, Соловьев, Толстой, Достоевский и другие.

В общественном знании существует определенная типология смыслов жизни. Мы представляем ее в виде таблицы, которая обобщает все теории, созданные за всю историю человечества, начиная с античности и заканчивая современностью.

В соответствии с этой типологией были разработаны вопросы анкеты, ответить на которые было предложено учащимся 10-11 классов гимназии № 5. При этом ставилась задача выяснить, какие цели в жизни ставят современные молодые люди, в чем они видят смысл своей жизни. Исследование проводилось среди 87 человек, из них 45 учащихся 10-го класса и 42 – учащиеся 11 -го класса.

По мнению психологов, культурно-исторически юношеский возраст находится в стадии становления личности, является неким «коридором» между детством и взрослой жизнью. Именно в этом возрасте поиски себя, собственной идентичности очень важны. Современная профильная старшая школа предполагает обучение и развитие каждого учащегося по своему пути, своей индивидуальной траектории. Учащимся 10-11-х классов создаются условия для реализации «проекта себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей. Но возможно ли создание такого проекта без постановки жизненных целей, без поисков смысла жизни?

В нашем исследовании неожиданными оказались ответы на первый вопрос: «Считаете ли вы необходимым наличие цели в жизни?». 91 % десятиклассников и 100 % одиннадцатиклассников ответили положительно. Это опровергает расхожее мнение о том, что у современной молодежи нет своей цели в жизни. Обнадежили и ответы на вопрос «Есть ли у Вас определенная высокая цель в жизни помимо получения образования, создания семьи, построения карьеры и накопления капитала?» Ответ «да» выбрали 72,5 % (10-й класс) и 79,5 % (11-й класс).

Среди описаний собственного смысла жизни присутствуют такие как самопознание, самосовершенствование, самореализация, духовное развитие, саморазвитие, стать знаменитым, добиться успеха во всем, стать узнаваемым и популярным, стать профессионалом, обеспечить достойную старость родителям, изменить мир к лучшему, помочь нуждающимся, создать что-то новое, улучшить экологию и экономику города, помогать животным, много путешествовать и др.

Действительно, на вопрос «В чем вы видите смысл своей жизни?» респонденты чаще всего давали нестандартные ответы о смысле жизни. Следует также заметить, что нестандартных ответов больше у учеников 11-го класса, что доказывает, что чем старше человек, тем больше осмысленности в его поступках, у него четче прорисовывается картина его будущей жизни и главное, чего он хочет добиться в своей жизни. Отсюда следует предположение: возможно, что чем ближе человек к порогу вступления во взрослую жизнь, тем больше он задумывается над смыслом своей жизни.

Если сопоставить отрицательные и положительные черты современной молодежи действительно, получается парадокс: ей одновременно присущи разгильдяйство и целеустремленность, апатичность и предприимчивость, бездуховность и интеллектуальность, в общем – все пороки и все добродетели, известные человеку. Нередко говорят о «противоречивости», «нелепости» социального портрета молодежи.

Тяготение к двум типам смысла жизни возможно связано и с противоречивостью сознания старшеклассников. В современной социологии актуален подход в понимании молодежи через призму парадоксальности1. С одной стороны, парадоксальность является спецификой юношеского возраста, с другой, в обществе в период трансформации общественных отношений, нарушения стабильности, ломки традиций и многообразия культурных процессов неизбежно усиливается противоречивость общественного сознания.

Нас интересовала проблема, как происходит поиск смысла жизни. Конечно, его нельзя просто знать, тем более доказать. Достоевский совершенно справедливо называл вопрос «для чего жить?» тайной человеческого бытия. И все же ответы на близкие по содержания вопросы «Кто (что) помог вам с выбором Вашей цели?» и «Осознание своего смысла жизни вы связываете с влиянием…» показывают, что большое влияние на выбор смысла жизни имеют близкие люди: родственники, друзья и люди, чьим мнением опрашиваемые дорожат. Возможно, молодые люди не сами делают выбор, а поддаются влиянию близких людей, что может сильно изменить их будущую жизнь. С другой стороны, это показывает, что между родителями и детьми существует духовная связь, и дети с уважением относятся к мнению родителей. А главное, что любой молодой человек есть производная от условий социализации.

Постижение смысла жизни человеком ищется в опыте чувств или в опыте разума. Приобщение к искусству во всех его видах расширяет возможности самоопределения, заставляет обратиться к анализу своего внутреннего мира.

Исследование зафиксировало снижение у молодежи интереса к чтению (особенно по сравнению с предыдущим поколением), что конечно, не способствует развитию рефлексивной культуры, культуры философствования.

В целом, молодежь не строит свою жизнь по стереотипам прошлого, а идет по жизни, соответствуя современному течению, в котором присутствует индивидуализм и которого неосознанно придерживаются молодые люди. Прагматизм не вытеснил креативность и мечту. Именно молодые люди смело заглядывают в будущее и привносят в общество новые идеи, смыслы и яркие стремления.

Проведенное исследование сыграло для нас роль «зеркала», когда мы, смотря в него на других, видели себя, свои интересы, устремления, цели, задачи. С одной стороны, мы пристальнее посмотрели на сверстников, попытались рассмотреть – какие они, с другой стороны, – обратились к самим себе – какими стать, какими быть, а не «казаться».

М.С. Богаченко, г. Пермь, 24-27 апреля 2012 г.

Инфо для авторов