Основные этапы исполнительского процесса музыканта

О стадиальности работы музыканта-исполнителя над произведением пишут многие ученые и педагоги. Так, С. И. Савшинский выделяет следующие стадии в работе музыканта над музыкальным произведением:

1) первичное знакомство с произведением, выгрывание в него – на данном этапе происходит зарождение исполнительского замысла, который будет изменяться и углубляться в процессе работы на последующих стадиях;

2) изучение объективных данных – на данном этапе осуществляется анализ нотного текста, изучение музыкально-исторической литературы;

3) техническое овладение произведением – стадия воплощения исполнительского замысла на музыкальном инструменте – “основной заботой является интонационное качество звучания”;

4) вторичное рождение произведения при публичном и концертно-эстрадном исполнении, сюда относятся: предконцертный период – игра не для себя, а для слушателя (пока воображаемого), “характерный признак, отличающий исполнение от рабочего проигрывания, – это как бы присвоение авторства произведения”; и непосредственно концертное выступление – донесение смысла музыкального произведения до слушателей. При этом каждая последующая стадия включает в себя достижения предыдущих.

Исполнительский процесс представляет собой, по мнению Е. Г. Гуренко, сложную систему, которую можно разделить на две подсистемы:

1) формирование исполнительского замысла – на этой стадии происходит “освоение продукта первичной художественной деятельности и создание собственной исполнительской концепции”;

2) воплощение замысла, реализация исполнительского продукта включает в себя: репетиционную работу и публичное выступление.

Рассматривая психологическое содержание этапов работы музыканта-исполнителя над музыкальным произведением, Ю. А. Цагарелли отмечает, что в целом работа музыканта-исполнителя состоит из двух этапов: подготовительного (репетиционного) и итогового (концертного выступления), которое предъявляет повышенные требования к надежности музыканта-исполнителя в концертном выступлении, артистизму, аттенционным и эмоционально-волевым качествам.

В свою очередь подготовительный этап состоит из следующих стадий:

1) создание мысленного музыкального образа, выступающего в роли образно-концептуальной модели интерпретации – особые требования на этом этапе предъявляются к структуре способностей, обеспечивающих восприятие и творческую переработку музыкальной информации;
2) работа над деталями музыкального произведения – здесь велика роль психомоторики исполнителя, саморегуляции и самоконтроля, внимания и воли. Контролирующая составляющая опирается на симультанный музыкальный образ (эталонную составляющую);
3) создание целостного сукцессивного музыкального образа – на этом этапе происходит строительство формы во времени, поэтому предъявляются высокие требование к моторике и интеллекту исполнителя; важна динамическая и статическая выносливость исполнителя.

Д. К. Кирнарская, указывая на то, что исполнение талантливого музыканта наполнено “духом импровизации, из которого выросло композиторство и само искусство музыки”, отмечает, что «одаренный исполнитель заново проходит путь композитора, как бы сочиняя исполняемое произведение, каждый раз воссоздавая его. Выдающимся исполнителям свойственно проходить все этапы творческого процесса, включая одновременный охват произведения как целого”. Ученый отмечает, что творческий замысел рождается в зоне «трех I» – Inspiration (вдохновение), Intuition (интуиция), Imagination (воображение).

Следовательно, можно выделить следующие этапы:

1) возникновение музыкально-творческой потребности, которая способствует формированию музыкально-творческого замысла;

2) создание при помощи музыкально-продуктивной способности необходимых для творчества музыкальных элементов и способов их сочленения;

3) контроль за внутренней логикой развития музыкальной мысли, который осуществляется при помощи архитектонического слуха. На данном этапе происходит оценка соответствия частей и целого, их взаимной обусловленности.

Таким образом, работа музыканта над произведением делится на стадии условно. Первая стадия – репетиционная состоит из трех этапов:

1) ознакомление с музыкальным произведением, зарождение исполнительской гипотезы;

2) исторический и теоретический анализ произведения;

3) воплощение исполнительского замысла средствами технического мастерства. Вторая стадия – концертное выступление, где главной задачей музыканта-исполнителя является – донесение смысла музыкального высказывания до аудитории.

Рождение интерпретаторской концепции есть довольно сложный процесс, который начинается с возникновения музыкально-творческой потребности. Движение музыкальной мысли осуществляется в следующем направлении: от рождения образного строя к анализу через синтез и обобщению музыкального высказывания. На основе этого происходит понимание духовно-ценностного смысла музыкального произведения и создание исполнительской концепции, которая реализуется средствами технического мастерства.

Литературный источник: С. В. Цымзина. Стадии творческой работы музыканта-исполнителя над произведением. // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19—21 мая 2011 г.: В 3 ч. Ч. III; Российский фонд фундаментальных исследований. — Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. — 696 с.

Инфо для авторов