Межличностные коммуникации и взаимодействия на уроках технологии и во внеурочное время

Новые федеральные стандарты образования закладывают поиск таких образовательных траекторий, где обучаемому будет достаточно комфортно в освоении новых знаний, где успешность станет нормой и наградой за вложенный труд.

Необходимо учитывать, что приоритетом общества и системы образования является подготовка конкурентоспособной личности, где к самообразование и саморазвитие становится обычным явлением и без принуждения.

Разработка учащимся новых решений, проверка признанных (переоткрытие знаний, примеч. автора) и представление собственных гипотез, креативность мышления, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений, коллективная деятельность -становятся остро востребованы в постиндустриальном обществе.

С 1995 г. в ГБОУ лицей №1828 «Сабурово» (ЮАО, г.Москва) накоплен достаточный опыт по выполнению коллективных технологических проектов на традициях русского народного искусства.

Народное искусство является одним из важнейших условий сохранения духовности жизни и по сути оно является индикатором обретения духовного опыта в фактах культурной инициации. «Народное искусство – базис и надстройка интегративной, межпредметной системы образования, позволяющее осознать богатейший пласт народного, этнокультурного опыта. Народное искусство – психогенетическая память родной земли, космосинергетическое, аксиологическое богатство современного мыслящего человека, загадка прошлого и современного бытия». В этой связи, образование и воспитание подрастающего поколения выступает одним из важнейших каналов трансляции культурных традиций, накопленных в тысячелетиях, что в нынешнее время очередной перестройки и перекройки образования немаловажно.

Поиск новых идей технологических проектов мы черпаем из образовательных этнографических экспедиций, которые проводим, как в зимние, так и летние каникулы учащихся. В каждой экспедиции педагогическим коллективом определяются задачи по формированию содержания экспедиции и творческой деятельности её участников. Предлагаемое содержание прямым или косвенным образом должно влиять на развитие подрастающего поколения, формирование ключевых культурных компетенций, где участники экспедиции становятся творцами знаний, создавая образовательную продукцию, учатся самостоятельно решать возникающие проблемы, что, на наш взгляд, представляется актуальной и важной составляющей современного образования.

Изучение народной художественной культуры позволяет выстраивать глубокую преемственность с предыдущими поколениями, приобщая к истории и культуре своего народа, тем самым верно воспринимать, анализировать, сопоставлять бытовавшие и современные технологии, уровень притязаний, создаваемые эстетические формы, а в целом, ощутить ансамблевость и гармоничность исследуемых художественных промыслов и ремёсел, «как феномена национальной культуры и национального самосознания» . Большим подспорьем в работе являются принципы народного искусства (повтор, вариации, импровизация), благодаря которым можно добиваться успеха в технологическом проектировании с каждым учащимся.

Ежегодная исследовательская деятельность, разработка методики исследования в области народной художественной культуры позволяют сделать выход на совместный технологический проект, в работе над которым испытываются интеллектуальные возможности, креативность мышления, коммуникативные качества практически каждого обучаемого. К примеру, значительно пополнился тезаурус наших ребят после участия в образовательной этнографической экспедиции в Красноярском крае, где ребята работали в качестве корреспондентов на Международном фестивале этнической музыки. Благодаря этой экспедиции ребята узнали, что чатхан и хомус – муз.инструменты, тахпах – лирическая песня, пого – нагрудное украшение, варган – музыкальный инструмент, чум – традиционное жилище народов севера, харт -традиционный костюм. Ребята стали разбираться в таких сложных исторически сложившихся группах северных народов, этносах Таймырского полуострова: ненцы, эвены, энцы, нганасаны, долганы. Мы не только стали свидетелями грандиозного музыкального форума, но благодаря фестивалю изучили историю, быт, познакомились с языком малых народов Сибири.

Путешествуя по стране, заглядывая в самые отдаленные уголки, мы невольно становятся свидетелями сохраненной красоты монументальных построек, памятников зодчества, предметного мира прошлого. Становится целесообразным для введения в образовательную область модуля по моделированию таких памятников деревянного зодчества для более успешного усвоения школьных курсов истории Отечества, религионоведения, изобразительного искусства, музыки и т.д.

Благодаря многодневному погружению, в рамках этнографических экспедиций, в культуру регионов России – открывается удивительно гармоничный мир наших предков. Стилизованные и воплощенные в орнаментах образы животных, птиц, русалок, солярных знаков вызывают удивление и восхищение каждого участника экспедиции, помимо осознанных впечатлений архаики и семантики в русской культуре.

Память о мире языческих верований сохранили многие памятники народной художественной культуры XVIII-XIX веков. В Музее деревянного зодчества «Малые карелы» под г. Архангельском на моих «академиков» огромное впечатление произвел часто встречающийся образ коня в жилище, вышивке, предметах быта . Для наших предков конь – надежный помощник в семье, считался посланником тепла и солнечного света, всякого блага, поэтому его изображение использовали в резном убранстве крестьянских изб в качестве охраняющего образа, притягивающего к хозяину дома и его домочадцам добро. Конская главка до сих пор украшает верх многих крестьянских кровель, отсюда произошел строительный термин «конек» (примеч. автора).

В Тверском колледже культуры мы увидели, что изображения коня встречаются и на шитых северных и среднерусских полотенцах, а в музее Архангельской фабрики «Беломорские узоры» этот образ мы узнаем на деревянных ковшах (см. фото 1) и расписных прялках.

Так образ коня, знакомого детям с малых лет, стал близок учащимся, и теперь они охотно используют его в учебных проектах. Восьмиклассники Александр Тряпичкин и Игорь Смирягин, изготовившие хлебницу, навершие предстаили в форме двух коней с бубенцом (см.Фото 2). Образ коня был использован Дмитрием Донских в кухонном наборе «Ой вы кони, мои кони».

Часто используемыми декоративными элементами в технологических проектах являются солярные знаки (знаки солнца, согласно славянской мифологии, примеч.автора), см.фото 4. В России желанное солнце после затяжной и холодной зимы дает надежду на большой урожай и, следовательно, достаток в доме. В недалеком прошлом солнечный знак в декоре избы или предметов утвари считался оберегом от природных катаклизмов, злых духов, напастей, болезней. Мы встречали это геометрически выверенное изображение на прялочках конного двора г. Сергиево-Посада, в наличниках окон г. Костромы, в причелинах г. Вельска (Архангельская обл.).

Мои «академики» изображают солярные элементы в своих графических поисковых эскизах, считая необходимым условием декора (см.фото 5), поскольку этот элемент органично объединяет весь геометрический орнамент изделия. Юрий Кондратенко и Петр Резанов представили на Московскую олимпиаду 2011 г. напольную вешалку-секретер, одной из особенностей которой является использование солярных знаков в декорировании современного изделия, как факт применения семантических образов наших далеких предков.

Обращение в экспедиционных исследованиях к традициям и обрядам своего народа подтолкнуло на идею создания «Многофункционального подноса для праздников народного календаря и школьной масленицы» (см.фото6). Разобраться в истории народных ярмарок, продаваемой снеди и товаров, праздниках народного календаря и православных праздниках, этимологии названий и многого другого – стало целью проекта. Причём, совмещение росписи («лубочная роспись») и резьбы по дереву (плосковыемчатая резьба, объёмная резьба), изучение объёмной резьбы по изготовлению трёх ковшей, использование доступных средств механизации, изготовление анимации в редакторе 3D Max и др. решались в течение нескольких нелёгких месяцах кропотливого труда. В итоге наш проект имел положительные внешние рецензии и экспертизы. На Московской региональной олимпиаде Пётр Резанов и Антон Бабурин стали Победителями. Необходимо отметить важный педагогический итог – у творческого коллектива этого проекта появилось огромное желание и в дальнейшем заниматься подобной проектной деятельностью.

Межличностные коммуникации и взаимодействие посредством коллективной деятельности учащихся и их преподавателя, возведение моста между достижениями наших далёких предков и поисках современного поколения в работе над разнообразными проектами убеждают, что созданные условия благоприятно воздействуют на общую культуру личности, характер, поступательно способствуют социализации личности.

Резанов Л.В. ГБОУ лицей №1828

Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества / Редактор Изотова Е.Д. – ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»; Сервис виртуальных конференций Pax Grid.- Казань: Изд-во “Казанский университет”, 2013. – 199с.

Инфо для авторов