Краткая характеристика социально-экологическая структура общества

Экология и все связанное с ней сегодня в моде: экологически чистые продукты, экологический кризис, экологическая катастрофа, экология города, экология человека – вот то, что волнует наши умы и дает темы для размышления ученым, журналистам и простым обывателям. Предмет кажется понятным, тем не менее попробуем вернуться к истокам «экологической моды».

Экология как самостоятельная наука появилась в конце XX века, однако термин «экология» впервые был употреблен немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем еще в 1886 году. Возникнув как наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей их средой, экология продолжила развитие в качестве науки, акцентирующей внимание на воздействии человека на природу и последствиях этого воздействия.

Отравление воздуха и водоемов промышленными отходами, истребление «легких» нашей планеты, опустынивание земель, изменение климата, сопровождающееся «парниковым эффектом» и таянием ледников, истощение природных ресурсов и многое другое, являясь результатом хозяйственной деятельности людей, заметно расширило рамки экологической проблематики. Интеграция экологических проблем с социальными и экономическими послужила толчком для образования такой отрасли, как социальная экология.

Социальная экология призвана изучать экологическое взаимодействие личности и социальных образований с окружающей средой, что позволяет говорить о существовании социально-экологической структуры, в которой данные взаимодействия осуществляются.

Социально-экологическая структура описывается как совокупность, участвующих в экологическом взаимодействии с окружающей средой со-циальных образований, находящихся в упорядоченной взаимосвязи как между собой, так и со всеми другими социальными образованиями как целыми.

Социально-экологическую структуру невозможно как отождествлять с социальной структурой общества, так и противопоставлять ей. Данная структура является частью структуры социальной, ее частным случаем, так как экологические взаимоотношения – это лишь малая (хотя и очень важная) часть всех отношений, возникающих в обществе.

Итак, социально-экологическая структура существует в рамках социальной структуры, и, на мой взгляд, целесообразней было бы рассматривать не их отличия и сходства, а их влияние друг на друга.

Взаимозависимость этих структур можно проследить на примере инвайронментальных идей, сторонники которых видели основное значение социальной системы в обеспечении полноценного функционирования экологической системы. Другим примером являются социально-экологические идеи представителей Чикагской школы социологии Р. Парка и Э. Берджесса. Подчеркивая тесную взаимосвязь социального и природного, биотического, которые находятся в конфликте, Р. Парк говорил об их совместной эволюции. Э. Берджесс, в свою очередь, создал теорию концентрических зон и ввел термин «сегрегация», т.е. деление территории на зоны. Следует отметить, что сегрегация базируется на социологической составляющей, разделяя зоны по «функциям (торговая зона, жилая, промышленная), по типу жилья (районы особняков, трущоб, гетто и др.), по характеристикам групп населения, указывающим на дифференциацию экологических условий их существования».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что социально-экологическая и социальная структуры одинаково зависят друг от друга. Несмотря на то, что понятие социальной структуры гораздо шире и включает большее число процессов, отношений, экологический аспект играет далеко не последнюю роль.

От экологии зависит общее состояние всей человеческой популяции, будущее человечества, его последующее развитие, воспроизводство населения и качество его жизни, здоровья. Общество и общественное сознание, в свою очередь, должны способствовать формированию правильных с экологической точки зрения ценностных ориентаций и установок людей.

Такие установки, как и любые знания, ценностные ориентации, навыки, не передаются по наследству, а вырабатываются людьми в результате их совместной деятельности и передаются из поколения в поколение в процессе образования, усваиваются в процессе социализации, воспитания. Процесс длительный, но стоящий: пусть человек отделился от природы, но он живет по ее законам. Усвоив законы природы и выработав план действий по ее сохранению (актуальнее – спасению), мы поймем, что гораздо приятнее не решать проблемы по мере их поступления, а не иметь их совсем.

А.Г. Ситников, г. Пермь, 24-27 апреля 2012 г.

Инфо для авторов