Экоцентрическое экологическое сознание как цель и результат современного экологического образования

Современный этап развития российского общества, характеризующийся глубокими экологическими, экономическими, культурологическими, а в основе их – нравственными и мировоззренческими проблемами, свидетельствует о кризисе образования, необходимости пересмотра его парадигм и нового осмысления ответов на вечные вопросы образования – для чего, чему и как должен учиться человек.

Очевидно, что эффективность современного образования в плане формирования человека, живущего в гармонии с окружающим миром и с самим собой зависит от создания в образовательной организации (и, прежде всего, в общеобразовательной, где ребёнок проводит 11 лет своей жизни) системы, нацеленной на развитие целостного мировоззрения, основанного на духовно-нравственных ценностях. Такая образовательная система востребует экологическое образование как отдельную содержательную линию образовательного процесса.

Практика показывает – экология как учебный предмет или содержательная линия образовательного процесса в организациях общего образования (включая дошкольные), часто присутствует, но её реализация, в большинстве случаев сводится к изучению естественнонаучных аспектов экологических систем, проведению акций по очистке природных объектов от мусора. Такая ограниченность природоохранной деятельности привела в последнее время к появлению среди специалистов словосочетания с ироническим смыслом – «мусорная экология». А преобладающий интеллектуальный характер изучения окружающего мира, без творческого освоения знаний, их практического освоения, «погружения» в природную среду, позволяет говорить о «кабинетной экологии» как наиболее распространённой форме экологического образования в современной школе.

Существующая в настоящее время система образования, в том числе экологического, ещё во-многом соответствует философии антропоцентризма, характеризующегося следующими чертами:

1)   человек как высшая ценность противопоставляется природе, относится к ней как к собственности;

2)   природа воспринимается как объект одностороннего воздействия человека;

3)   мотивы и цели деятельности человека в биосфере определяются, его утилитарными, главным образом, экономическими интересами.

В соответствии с антропоцентрическим экологическим сознанием отношения человека и окружающего его мира строятся на принципах конкуренции и достижения экономического (карьерного, материального) успеха.

Основываясь на философии антропоцентризма, современная школа готовит Homo sapiens economics (человека разумного экономического), который ««живёт» на рынке и «вне» биосферы». Модель школьного образования при этом выражается в предметном обучении и нацеливается, прежде всего, на подготовку учащихся к успешному прохождению итоговой аттестации (в последние годы в виде ГИА и ЕГЭ), а в долгосрочной перспективе на достижение успеха в личной карьере путём обретения растущей личностью конкурентоспособности.

Основная задача учителя сводится, несмотря на обозначенные в новых образовательных стандартах личностные и метапредметные требования к результатам образования, главным образом, к достижению предметно-информационной, знаниевой составляющей образованности. Родители учащихся, несмотря на то, что согласно современному законодательству, несут основную ответственность за воспитание своих детей, часто оказываются от него в стороне из-за своей занятости на работе и педагогической некомпетентности. В результате, воспитание ребёнка как система, часто отсутствует.

Вековая традиция – образование ради воспитания, таким образом, прерывается.

Homo sapiens economics как типичный результат социализации и современного образования обладает следующими характерными чертами:

1). Живёт, главным образом, материальными интересами и потребностями.

2). Эксплуатирует природу, её объекты, а в глобальном масштабе разрушает биосферу – Дом и Колыбель человечества.

3). Не учитывает интересы будущих поколений, придерживаясь принципа «после нас хоть потоп».

4). Не обладает целостным мировоззрением, экологическим мышлением, не владеет экологической этикой.

5). Не задумывается о собственной экологической безопасности (либо не владеет правилами и принципами её достижения), вследствие чего в большинстве случаев живёт в экологически неблагоприятной среде.

6). Стремится к получению технических (научных) знаний, а не мудрости.

7)   Не видит духовно-нравственное совершенствование в качестве важнейшего приоритета своей жизни.

8)   Не самоактуализируется, не реализуется в соответствии со своим предназначением, ограничен в творчестве.

9) Не считает счастье и гармонию с окружающим миром первостепенными приоритетами в жизни (либо не владеет способами их достижения).

Очевидно, что сегодня необходимо новое образование, которое носит опережающий характер, формирует целостное мировоззрение и экоцентрическое экологическое сознание. Последнему, согласно С.Д. Дерябо, В.А. Ясвину, присущи следующие черты:

1)    ориентированность на экологическую целесообразность,
отсутствие противопоставленности человека и природы;

2)   восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;

3)   баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Большую роль в становлении экоцентрического экологического сознания у учащихся, на наш взгляд, призваны сыграть эпистемные знания – сущностные знания, организующие сознание, душу, носящие общекультурный, гуманитарный характер. Эпистемные знания служат источником обоснования норм человеческой жизни, положения человека в мире, путей достижения благочестия, справедливости, личного счастья. Данному содержанию образования и воспитания соответствует диалоговая форма, идущая от Сократа. Учащиеся в то время стремились знать все обо всем, уметь созерцать мир и путем логических размышлений постигать взаимосвязи вещей и первопричину сущего.

Современное экологическое образование, ориентируясь на формирование экоцентрического экологического сознания, как свою цель, должно существенно выходить за рамки познания биологической сущности экологических систем и природоохранного просвещения. Кроме того, оно должно опираться в своей методологии и содержании на нравственный императив, рассматривать вопросы духовно-нравственной безопасности каждого человека и общества, а также вопросы будущего цивилизации: экологической и нравственной безопасности будущих поколений. Так современное экологическое образование востребует различные области знания о мире и человеке, помимо естественнонаучных.

Экология как область знания носит междисциплинарный характер, она позволяет обобщить в образовательном процессе научные, культурологические, философские и этические знания, художественное образование, эстетическое воспитание, познавательную, творческую, трудовую и экологическую деятельность школьников. Это определяет содержательное поле модели экологического образования в образовательной организации, позволяет строить его на основе интеграции и гуманизации различных областей знания.

Применительно к экологии человека это означает, что последняя должна включать в себя не только рассмотрение естественнонаучных закономерностей его взаимодействия с окружающей средой, но и закономерностей психологических. В этом случае мы вправе говорить об экологии души или экологии внутреннего мира человека, что, несомненно, должно найти своё отражение в современных и будущих моделях экологического образования.

Итак, современное экологическое образование в школе должно, на наш взгляд, давать возможность учащимся ответить на следующие актуальные для них и общества вопросы (без которых невозможны их самоактуализация, самореализация, достижение личного счастья, экологически безопасный образ жизни):

–  как я могу применить экологические знания в своей жизни?

–  что я могу сделать для улучшения окружающей социоприродной среды?

–  что я могу и должен делать, чтобы вести экологически безопасный образ жизни (для себя и окружающих людей)?

–  что я могу и должен делать для улучшения своего ближайшего окружающего пространства (среды жизни)?

–  что я могу и должен делать, чтобы жить в гармонии (коэволюции) с окружающим миром?

–  почему я должен жить в гармонии (коэволюции) с окружающим миром?

Очевидно, что ответы на эти вопросы востребуют потенциал гуманитарного, философского и культурологического знания.

Результатом такого экологического образования должен стать человек с экоцентрическим экологическим сознанием и следующими чертами:

1). Стремится к творчеству, самореализации и счастью.

2). Думает об экологической безопасности (своей и общества, мира).

3). Обладает социальной активностью, придерживаясь принципа «думай глобально, действуй локально».

4). Следует нормам экологической этики, в основе которой лежат нравственный и экологический императивы.

5). Стремится к соразмерности с окружающим миром.

Иванов С. А. МАОУ лицей №3 г. Екатеринбург

Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества / Редактор Изотова Е.Д. – ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия»; Сервис виртуальных конференций Pax Grid.- Казань: Изд-во “Казанский университет”, 2013. – 199с.

Инфо для авторов