Дигитальные истории как инновационная образовательная и здоровьесберегающая технология

Общая характеристика дигитальных историй и областей их практического применения Дигитальные истории (ДИ) являются инновационной системой образовательных и психосоциальных воздействий, связанной с использованием современной цифровой техники, активизацией познавательных процессов и творческих ресурсов представителей разных социальных групп (сообществ). ДИ представляют собой короткометражные (как правило, продолжительностью от 2 до 4 минут) аудиовизуальные клипы, включающие рассказ авторов о своей жизненной ситуации, отношениях, какой-либо проблеме и способах ее решения. С целью усиления эмоционального воздействия рассказа используется музыка. Визуальный ряд представляет собой не видеозапись, а статичные образы – обычно фотографии, хотя могут также использоваться рисунки.Благодаря использованию новых информационных технологий ДИ предоставляют дополнительные возможности для творческого самовыражения личности, позволяют донести ее позицию и жизненный опыт до разных аудиторий (людей с аналогичными проблемами, представителей разных служб и др.) и, тем самым, оказывать на них влияние. Сохранение и тиражирование ДИ способствует культурной интеграции и укреплению социальных связей, межпрофессиональному и межкультурному научению, формированию сетевых сообществ со значительными возможностями взаимной поддержки, проведению исследований, связанных с оценкой запросов разных клиентских групп (потребителей услуг).Некоторыми приоритетными областями применения ДИ являются: 1. Образовательные программы по подготовке, переподготовке и дополнительному образованию педагогических, медицинских и социальных работников, психологов и других специалистов социономических профессий. Применение ДИ в рамках таких образовательных программ способствует более эффективному формированию профессиональных навыков, прежде всего таких, как эмпатия, рефлексивность, способность к диалогу с клиентами и работе в составе полипрофессиональных бригад. В качестве инновационной образовательной и здоровьесберегающей технологии ДИ также могут применяться в таких образовательных учреждениях, как массовые и специализированные школы, детские дома, учреждения дополнительного образования – с целью оптимизации процесса обучения, формирования жизненных навыков учащихся, профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений.

  1. Психотерапия, прежде всего такие ее направления, как нарративная психотерапия, арт-терапия, психотерапия искусством, терапия творческим самовыражением. Работающие в этих направлениях специалисты могут использовать ДИ как одну из форм творческого самовыражения клиентов на основе использования комплекса выразительных модальностей – визуально-пластических искусств (включая фотографию), музыки, голоса, сочинения историй – в их сочетании с некоторыми компьютерными программами. Применение ДИ в контексте вышеназванных направлений психотерапии может предоставлять клиентам дополнительные возможности для творчества и повышать эффективность психотерапии за счет активизации целого ряда терапевтических факторов и механизмов лечебно-реабилитационного воздействия.
  2. Различные учреждения медицинского и социального обслуживания населения, где ДИ могут применяться в качестве эффективной здоровьесберегающей технологии, формы психологической помощи и социотерапии, а также инструмента совершенствования деятельности этих учреждений на основе гуманистического, личностно-ориентированного подхода.
  3. Общественные движения и организации (в том числе общественные организации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями и их родственников), представители которых могут применять ДИ в качестве эффективного средства психологической взаимопомощи, преодоления стигматизации и самостигматизации, привлечения внимания общества к своим возможностям и потребностям.

Механизмы воздействия ДИ на личность и сообщества

ДИ оптимизируют процессы самовыражения и самопознания, межличностного диалога и научения, а также творческой переработки информации, что может иметь огромное значение для образовательной и лечебной (в частности, психотерапевтической) практики. Данные эффекты ДИ могут быть обоснованы с точки зрения целого ряда современных концепций познавательной деятельности и данных нейропсихологии.

Принципиальное значение при создании и использовании ДИ имеет использование комплекса выразительных средств получения и восприятия информации (речи, образов, музыки). Это позволяет рассматривать ДИ как мощный фактор активизации когнитивных, творческих ресурсов мозга и привлечь для обоснования эффектов ДИ данные нейропсихологии, указывающие на важную роль образов и межполушарного взаимодействия в познавательных процессах.

Принципиально важным является признание личностно-ориентированного характера технологии ДИ. В процессе создания ДИ, благодаря использованию комплекса выразительных возможностей, ярко проявляются эмоционально-волевые, познавательные и поведенческие особенности личности, ее отношение к себе и другим людям. При этом личность может быть определена как открытая биопсихосоциальная система, обладающая способностью отражать, изменять и создавать различные отношения, осуществлять культурно-производственную деятельность и использовать различные виды дискурсов (символически-знаковых комплексов). Данное определение личности опирается на традиционное для отечественной психологии понимание личности как системы отношений человека с окружающей средой, но включает в себя также и культурологический аспект. Он, в частности, связан с использованием деятельностного и семиотического подходов и концепции символического интеракционизма, отводящей значимую роль оперированию символическими системами в процессе формирования и изменения социальной идентичности человека и его взаимодействия с окружающим миром.

ДИ выступают в качестве инструмента самовыражения и межличностного взаимодействия. Создаваемые в рамках различных образовательных, психо- и социотерапевтических проектов и используемые с разными целями ДИ представляют целостную репрезентативную систему, отражающую разные аспекты биопсихосоциального функционирования их создателей.

ДИ предполагают создание и рассказывание историй. При этом используются современные информационные технологии, предоставляющие дополнительные возможности для тиражирования и распространения историй, а также их доступа к разным аудиториям слушателей. Создание и использование историй в культуре и социуме представляет собой целостный цикл, включающий в себя различные компоненты. Некоторые из них связаны преимущественно с индивидуальными творческими проявлениями личности; другие -предполагают межличностное и межгрупповое взаимодействие, межпрофессиональный и межкультурный диалог, связанные с восприятием историй и их интерпретацией разными личностями и сообществами.

ДИ также реализуют принципы и технологии системного научения. Так, в частности, ДИ реализуют принципы и технологии системного научения, связанного с обменом мнениями участников разных сообществ, микро-, мезо- и макрогрупп. Субъектами системного научения, осуществляемого, например, в процессе профессиональной переподготовки или дополнительного образования медицинских работников, могут выступать пациенты, рассказывающие о своем отношении к болезни и ее лечению, медицинскому персоналу, друг другу, своих физических, эмоциональных и духовных запросах и проблемах.

Воздействие ДИ на личность и сообщества также может быть обосновано с точки зрения концепции преобразующего обучения и уровней познавательной активности и теории познания посредством рассказывания историй, а также на основе нарративного подхода. Нарративный, или повествовательный, подход в психотерапии, как известно, тесно связан с постмодернистским мышлением и на практике заключается в вовлечении клиента в процесс создания им своей жизненной истории, описание им этапов своей биографии. При этом повышенное внимание уделяется работе с используемыми клиентом способами речевого изложения своего опыта, являющимися для него наиболее приемлемыми.

Применяя нарративный подход, клиента стимулируют к созданию таких описаний, которые опираются на присущие ему способы описания опыта. В процессе нарративной психотерапии клиент активно говорит и размышляет в присутствии специалиста, фактически «ведет» беседу, а специалист помогает ему создать связное повествование, не навязывая ему своего понимания опыта и способов его описания.

Создание историй с опорой на дискурс клиента часто помогает ему укрепить личные границы, повышает самоуважение и самопринятие и создает ощущение осмысленности и преемственности опыта. Такой подход позволяет психотерапевту глубже проникнуть в мироощущение клиента и сориентироваться в тех смыслах, через которые можно вести с ним диалог.

Большое значение в рамках нарративного подхода придается возможности рефрейминга и изменения системы значений повествовательного материала клиента, то есть своеобразному «переписыванию» отраженной в этом материале его личной истории. Использование приемов нарративного подхода поддерживает психологическую целостность клиента и, в то же время, обеспечивает изменение и развитие его образа «Я», формирование у него нового восприятия своего опыта.

M.P. Nichols and R.C. Schwartz отмечают, что нарративные психотерапевты в своей работе с клиентами переносят фокус внимания с изменения их поведения на изменение значения их личного опыта. Как пишут J. Freedman and G. Combs, «…наше восприятие реальности организуется и поддерживается посредством создания историй. Мы используем их для того, чтобы оформить и передать информацию для самих себя и других людей. Истории формируют опыт. Для многих. психотерапевтов, на которых повлиял данный. подход, представление о скрытой структуре психики уступило место представлению об определяющей роли метафор языка, историй и их значений».

I. Goldenberg and G. Goldenberg подчеркивают, что нарративные психотерапевты помогают своим клиентам увидеть, что их жизнь допускает потенциальную возможность создания множества историй (жизнеописаний) и различные варианты интерпретации жизненного опыта.

Некоторые техники нарративной психотерапии могут быть использованы при создании ДИ в рамках социотерапевтических и психотерапевтических проектов. Создание ДИ тесно связано с творческим самовыражением, использованием не только повествовательной основы, но и визуальных образов, музыки, выразительных возможностей голоса. Это дает основание рассматривать ДИ как один из инструментов арт-терапии (психотерапии посредством изобразительной деятельности), терапии искусством, терапии творческим самовыражением, а также рекомендовать настоящую технологию для более активного применения в работе специалистов в данных областях.

Создаваемые в процессе арт-терапии визуальные образы могут становиться основой для создания разных историй; они, по сути, являются «зашифрованн^1ми» историями, которые клиент может прочитать и осознать. Зачастую истории рождаются в результате соединения нескольких рисунков в общий сюжет или цикл.

В процессе развития дети также активно используют рисунок в качестве важного инструмента создания историй; при этом они как бы «прочитывают» образы, созданные ими самими или другими людьми (детьми и взрослыми). Все это подтверждает тесную взаимосвязь между речью и образной сферой в процессе передачи и восприятия разного рода повествований.

Общие принципы и компоненты работы с технологией ДИ

Общие принципы работы, которым должен следовать специалист, использующий технологию ДИ, независимо от сферы ее применения, соответствуют принципам нарративной психотерапии, сформулированным M.P. Nichols and R.C. Schwartz на основе теоретических разработок J. Friedman and G. Combs:

  • занимать партнерскую позицию в отношениях с клиентом, внимательно его слушать, проявлять искренний интерес к его истории;
  • обращать особое внимание на моменты в жизни клиента, когда он проявлял лучшие, сильные стороны своей личности, демонстрировал свои ресурсы;
  • задавать вопросы, не навязывая при этом клиенту своей позиции и относясь к нему с уважением, стимулируя его к продолжению истории;
  • избегать оценочности и навешивания на клиента ярлыков, воспринимать его как личность, творца своей уникальной истории;
  • помогать клиенту абстрагироваться от некритично усвоенных им доминирующих культурных «текстов», для того чтобы развить способность к созданию альтернативных историй своей жизни.

ДИ включают восемь основных компонентов:

  1. ДИ должны отражать авторский взгляд на описываемые события. Описания фактов недостаточно; автор должен показать, почему он остановился на том или ином событии (эпизоде) в своей жизни или аспекте системы отношений; в чем, на его взгляд, заключается проблема, как он к ней относится, и в чем видит выход. В ДИ также должно быть показано значение тех или иных событий и отношений для личности, полученные ею жизненные уроки. ДИ история также должны быть адресована определенной аудитории.
  2. Для того чтобы привлечь внимание аудитории, в начале ДИ должен быть поставлен драматический вопрос (например, «Как жить с конкретной проблемой? Как ее можно было бы решить?»). В конце ДИ по возможности на этот вопрос должен быть дан ответ.
  3. Эмоциональная нагрузка ДИ является важным фактором удерживания внимания аудитории. Эмоциональная нагрузка выражается посредством интонации голоса рассказчика, а также музыки, визуальных образов и специальных эффектов. Все эти средства должны сформировать целостную картину переживания и передавать его динамику.
  4. Важно использование голоса рассказчика. Даже если сила и выразительность голоса представляются рассказчику недостаточными, он имеет огромную ценность. Желательно не читать текст по бумаге, но рассказать свою историю, возможно, выучив ее на память.
  5. Использование визуальных образов (прежде всего, фотографий, а также рисунков и др.), наряду с рассказом, является важнейшим выразительным элементом ДИ. Общее число иллюстраций, используемых при создании ДИ, составляет несколько десятков. Они могут непосредственно отражать описываемые ситуации и отношения, являться их документальными свидетельствами, либо с ними ассоциироваться, выступать инструментами символического (метафорического) «высказывания». Ведущая роль при выборе иллюстративного материала принадлежит самому рассказчику (клиенту). В то же время работающий с ним специалист может осторожно ориентировать его на использование тех или иных источников визуальной информации: личных фотодокументов, ассоциативных фотографических карт, интернет-порталов с размещенными на них фотографиями, альбомов мастеров художественной фотографии и т.д.
  6. Использование музыки (саундтрека) в сочетании с рассказом автора очень важно. Музыка способствует структурированию повествования, обозначает его границы и выражает эмоциональное состояние и его динамику. Она усиливает воздействие рассказа и визуальных образов на аудиторию.
  7. Экономичность. ДИ должны быть сравнительно короткими, но, в то же время, достаточно содержательными, чтобы обеспечить высокий уровень внимания и вовлеченности аудитории. Желательно избегать чрезмерной детализации. Некоторая недосказанность может способствовать активизации фантазии слушателей.
  8. Темп ДИ связан со скоростью речи рассказчика, а также темповыми характеристиками музыки, количеством визуальных образов и длительностью предъявления каждого из них, а также использованием специальных визуальных эффектов. Как правило, темп ДИ сохраняется неизменным на всем их протяжении. В то же время в отдельных случаях возможно его ускорение или замедление.

Форма и условия реализации разных компонентов ДИ в процессе психотерапии и в рамках социотерапевтических проектов могут более или менее существенно различаться.

Это, в частности, касается того, что личный материал клиента в процессе психотерапии, как правило, конфиденциален, и его предъявление третьим лицам (наряду с терапевтом и клиентом) требует соблюдения особых условий.

Оснащение, необходимое для создания ДИ, включает: компьютер, микрофон, цифровой фотоаппарат, а также одну из следующих программ:

  • Microsoft MovieMaker
  • PhotoStory
  • Pinnacle Studio
  • Adobe Premiere

Личный материал, используемый при создании ДИ

При создании ДИ, в особенности в рамках социотерапевтических проектов, как правило, используется личный материал участников. Выбираются завершенные ситуации либо проблемные ситуации на стадии их конструктивного разрешения. Конструктивное решение проблемных ситуаций может быть связано с проявлением внутренних ресурсов личности, в частности, определенных вариантов копинг-поведения, а также помощью со стороны близких и различных общественных институтов. В ходе повествования должна быть показана хотя бы минимальная положительная динамика в развитии ситуации и отношении к ней рассказчика. Это не исключает, что некоторые ДИ могут иметь драматическое содержание, отражать психотравмирующие обстоятельства, имевшие место в прошлом и, возможно, сохраняющиеся в настоящее время. Тем не менее в ходе изложения ДИ должно быть показано определенное изменение позиции личности, ее духовный рост, формирование или восстановление жизненных ориентиров, позитивное развитие ее отношений с внешним миром.

При использовании ДИ с психотерапевтической целью, в частности, в качестве одного из вариантов визуально-нарративной психотерапии и арт-терапии, в начале работы у клиента могут быть не решенные психологические или психосоциальные проблемы. В то же время, процесс создания ДИ, рассчитанный на несколько психотерапевтических сеансов и предполагающий самостоятельную творческую, рефлексивную работу клиента между сеансами, как правило, ведет к решению проблем или нахождению путей их решения в будущем, вселяет в клиента чувство надежды.

При работе с технологией ДИ должны учитываться этические и правовые нормы, предполагающие, в частности, признание созданных ДИ в качестве авторской продукции. При использовании ДИ в рамках образовательных и социотерапевтических проектов неизбежно возникает вопрос о допустимости нарушения характерной для лечебной, психотерапевтической практики нормы конфиденциальности. В случае предполагаемого тиражирования и размещения ДИ в сети, а также их демонстрации разным группам людей является обязательным заключение персонального договора и получение от создателей ДИ их информированного согласия на использование историй.

Некоторые темы, затрагиваемые при создании ДИ

В зависимости от контекста и задач применения ДИ (психотерапия, образовательные программы, учреждения медицинского и социального обслуживания, общественные движения и организации), в ходе их создания могут затрагиваться разные темы. Так, при создании ДИ в рамках лечебных и реабилитационных проектов по работе с психически больными, наркозависимыми, людьми с ограниченными возможностями (инвалидами), лицами, переживающими психологический или духовный кризис, могут затрагиваться такие темы, как: сохранение (восстановление) идентичности – здорового, позитивного чувства «Я», самоуважения, сохранение или обретение смысла жизни, избавление от негативной идентичности (связанной, например, с болезнью, социальными ограничениями), преодоление клеймения (стигматизации) и самоклеймения, то есть негативного выделения личности или группы людей из социума, навешивания на них «ярлыков», личностный рост (внутренние изменения), поддерживающие взаимоотношения, получение медицинской и социальной помощи, лечения, выздоровление, осознание того, что выздоровление возможно, возвращение в социум, восстановление прежнего уровня отношений и функциональных возможностей (либо выход на более высокий их уровень), раскрытие и реализация творческого потенциала личности как условие ее успешной психосоциальной адаптации, осознание и утверждение того, что сближает, объединяет людей, несмотря на существующие биологические, психологические, социокультурные различия, постижение, раскрытие духовной сущности человека, осознание и утверждение духовной культуры как основы существования (возрождения) личности и человеческого сообщества, утверждение здорового образа жизни личности и сообщества как способа их биопсихосоциального бытия, важнейшего условия их физического, культурного, духовного воспроизводства и развития.

За последние годы технология ДИ быстро внедряется в разные сферы общественного здравоохранения и высшее образование ряда зарубежных стран. В Российской Федерации данная технология пока практически не известна. Имеется начальный опыт ее применения в деятельности некоторых медицинских и социальных учреждений, в том числе в процессе арт­-терапевтической работы с наркозависимыми. Автором статьи разработана программа дистанционного обучения технологии ДИ (www.lanberg.ru).

Копытин А.И.,

доктор мед. наук, доц. кафедры психологии СпбАППО,

г. Санкт-Петербург

 

Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы II международной научно-практической конференции, Москва, 21-22 февраля 2012 г. / под ред. А.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2012. – 266 с.

Инфо для авторов